ало кто из москвичей может сегодня сказать, где находилась деревня с таким красивым названием - Алешкино, хотя исчезла она совсем недавно. Название ее, к сожалению, не зафиксировано в московской топонимике. А стояла она на высоком правом берегу речки Химки, близ нынешней улицы Свободы. Местность эта имела не менее древнюю историю, чем известные селения Спас и Тушино. Археологические исследования показали, что она была заселена со II тысячелетия до н. э.

В "Списке курганов Московской губернии" М.А. Саблина, составленном в 1879 г., упоминается Алешкинский курганный могильник. Она установила, что могильник из четырех курганных насыпей, расположенных попарно в 200 м друг от друга, находился на вспаханном поле южнее Алешкина на расстоянии нескольких сот метров от правого берега речки Химки. Курганы, поросшие кустарником, представляли собой насыпи до 4 м высотой и до 14 м в диаметре со значительными ямами в центре. Местные жители рассказали, что при давних раскопках в курганах были найдены "человеческие и конские черепа, а также оружие и серьги в форме большого полумесяца". По всем признакам, это был славянский могильник XI-XIII вв. Следовательно, поблизости должно было находиться в то время славянское селение.

аходки сделаные в этих местах показали следы дьяковской культуры, а также керамику и орудия труда эпохи неолита, относившиеся ко II тысячелетию до н. э. Сочетание столь различных археологических памятников свидетельствует об устойчивом заселении этих мест на протяжении долгого времени.

Первое письменное упоминание об Алешкине удалось найти под 1623 г., когда числилось оно за дьяком Семеном Головиным. Писцовые книги 1584-1586 гг. не упоминают об Алешкине, однако можно предположить, что деревня уже существовала в XVI в.: вполне вероятно, что она входила во владения дворцового села Путилова (Путилкова) наряду с деревнями Братцево и Антонове. В 1619 г., при царе Михаиле Романове, когда селения дворцовой вотчины были розданы в поместья дьякам Ивану Болотникову, Александру Иванову, Семену Александровичу Маркову, в их числе оказалось и Алешкино, которое досталось дьяку Семену Головину.

пустя некоторое время деревня, превратившаяся в сельцо, переходит к Николаевскому монастырю, "что в Москве за иконным рядом". 

Монастырь привлекал к себе иностранных купцов православного вероисповедания, особенно греческих. Но монахи "не были гостеприимны к собратиям своим и всем хотели одни пользоваться". Жадность клириков дошла до того, что в 1694 г. настоятель Неофит с братьею подал Петру I челобитную, в которой просил запретить приезжим из Греции, Палестины и прочих стран жить в монастыре, жалуясь на недостаток продовольствия. Царь-реформатор был крут да и недолюбливал монашествующих, в результате монахи потеряли Воздвиженский монастырь, а затем и убогий дом.
Были отобраны у монастыря и сельцо Алешкино с деревней Бутаково, переданные Спас-Андроникову монастырю. 

В дальнейшем грекам удалось вернуть свою подмосковную вотчину. При селе был устроен монастырский двор -келья с сенями и чуланом, "Дворникова изба" с сенями, "имеется сад, в котором древа яблони и груши, кустарников смородина и малина, в длину 73 и в ширину 18 саженей" (более 0,5 га). 

осле секуляризации церковных имуществ в 1764 г. крестьяне перешли на оброк. Их хозяйство страдало от малоземелья.

К середине XIX в. Алешкино насчитывало 22 двора и 136 жителей. После реформы крестьянскому обществу выделили 188 десятин земли, разделенных на 65 душевых наделов, причем на пашню приходилось 70 десятин, то есть чуть больше десятины на ревизскую душу.
За первую четверть XX в. в Алешкине население уменьшилось. Исчез извозный промысел, но появился новый - слесарный, которым занимались 13 хозяев, были и портные.

лавное течение крестьянской жизни нарушило строительство канала Москва-Волга, длившееся более четырех лет. В полдень 2 мая 1937 г. жители Алешкина, столпившиеся на берегу, смогли наблюдать, как торжественно выплывает на простор Химкинского водохранилища целая флотилия новых речных теплоходов. 15 июля открылась навигация.

В 1960 г. Алешкино было включено в состав Москвы, но до 1980-х гг. по-прежнему оставалось деревней. 

В начало страницы

 

 

© 2001 Copyright ILVER