Деревянная Успенская церковь в селе Троицком-Лыкове составе Хорошевской конюшенной волости село Троицкое занимало второстепенное положение. Церковь, построенная еще при Б.М. Лыкове, представляла собой простейший тип деревянного храма, характерного для северной Руси. Состояла она из прямоугольного сруба - "клети", маленького прируба с восточной стороны для алтаря и большого помещения трапезной с западной стороны. С трех сторон она была окружена крытою ходовою папертью, над двускатной кровлей возвышалась небольшая главка с крестом.

В церкви помещался иконостас в одну ступень, за ним находился алтарь о трех стенах, освещенный большим окном и "волоковым" около жертвенника. Звонница около церкви имела двускатную крышу, укрывающую колокола, и главку с крестом.

риступая к обустройству усадьбы, Нарышкины решили построить парадный каменный храм на старом церковном месте. Деревянная церковь не была уничтожена, более двух столетий она продолжала служить в качестве зимнего храма. Для этого церковь была разобрана, перенесена на новое место в глубину сада и переосвящена во имя Успения Божией Матери. А на прежнем ее месте над Москвой-рекой, самом высоком в усадьбе, подсыпается песчаный холм, оно освящается под строительство новой церкви во имя Живоначальной Троицы.

На имена строителей храма указывает запись в синодике церкви: "Михаила, да Митрофана, да Якова, их господина". Следовательно, его строила та же артель, что и Спасскую церковь в Уборах, - Михаил Тимофеев и Митрофан Семенов во главе с Яковом Бухвостовым. Нарышкины не ошиблись, поручив работу Якову Бухвостову - крепостному мастеру окольничего М.Ю. Татищева: это был признанный зодчий, который руководил строительством ряда замечательных архитектурных сооружений. Существует легенда о том, что в Троицкое-Лыково был приглашен царь Петр I, который заложил камень в основание будущего храма.

Церковь Успения в Троицком-Лыковеарышкины любили путешествовать. Побывав на Украине, они позаимствовали многие элементы украинского зодчества для применения их в декоративном убранстве строившихся в их имениях церквей: Спаса в Уборах, Знамения на Шереметевом дворе и в селе Троицком-Лыкове. Эти храмы характеризует необычный стиль, который называют "нарышкинским барокко". Его особенностью стало применение в декоративном убранстве южных мотивов (изображения в резьбе и лепке винограда, ананасов, фанатов и других растительных орнаментов).

Храм имеет невысокий подклет в виде террасы-гульбища. К трем дверям ведут широкие лестницы. Центральный кубический объем здания увенчан крупным восьмериком, на котором высятся еще два, образующие башню с куполом. Центральный четверик с востока и с запада обрамлен симметричными полукружиями алтаря и придела, которые также несут главы, поставленные на двухъярусные подымающиеся восьмерики. Главы ориентированы с запада на восток, как это было принято в украинском зодчестве. Этот прием увеличил стройность архитектурных форм храма, подчеркнул баш-необразный характер его главного объема.

Изысканное сочетание кирпича и белокаменной резьбы придает храму особое изящество. С богатством белокаменной резьбы перекликается прорезной и кованый металл ажурных подзоров и крестов. Двери и ставни окон по-старинному обшивались железом и укреплялись полосовым железом, которое образовывало крупную сетку с квадратными ячейками. На пересечение полос набивались розетки в виде цветка. Богатейшему впечатлению способствуют не только не знающие себе равных ажурные золоченые кресты, но и роскошная внутренняя отделка.
Удивительно тонкое белокаменное кружево ее внешнего декора словно продолжается в оформлении внутренних галерей с резными деревянными балюстрадами и наличниками, расположенными в стенах на уровне хоров. Стены внутри храма, прорезанные переходами и лестницами, ведущими на хоры, были окрашены в алый цвет, что выгодно оттеняло золоченый, с пышной резьбой девятиярусный иконостас. Декоративной золоченой резьбой были украшены и ребра несущих арок, и обрамление оконных проемов, и ложа владельца храма на западной стене. Как внешний облик, так и внутреннее убранство храма представляют собой замечательный образец искусства российских зодчих.

Храм Живоначальной Троицы в Троицком-Лыковетроительство церкви во имя Живоначальной Троицы было завершено в 1704 г. Она известна в литературе как ценнейший памятник. Искусствовед В.Н. Подключников сравнивал ее с драгоценностью, усыпанной бисером, обтянутой золотыми нитями, сверкающей и переливающейся в лучах солнца - так велико ее декоративное богатство.

Сильно пострадала церковь во время войны 1812 г. Мародеров особенно привлекали церкви. Разорив, ограбив и осквернив храмы, они устраивали там конюшни. Под вертись нападению и Троицкая церковь и деревянная церковь Успения Божией Матери. Солдаты похитили утварь из
алтарей, чашу для причащения, а самое главное - был похищен из обеих церквей святой антиминс. По прошению причти был выдан новый антиминс, и храмы, по резолюции архиепископа Августина, были заново освящены 14 февраля 1813 г. к этому времени деревянная церковь уже пришла в ветхость, да и объем ее не позволял вместить всех желающих, а Троицкий храм был холодным, и служба велась в нем только летом. В остальное время - в деревянной церкви. Назрела необходимость поставить новую, более вместительную "зимнюю" церковь.

троительство новой каменной церкви, трехпредельной с главным престолом во имя Успения Божией Матери и двумя боковыми - святителя Николая и великомученицы Екатерины - было закончено в 1852 г. Во внешнем облике этой вместительной каменной церкви элементы неоклассицизма, псевдорусского и византийского стиля, что характерно для середины XIX в. К четверику основного объема, завершенному мощным куполом с крестом, примыкают алтарь с востока, а с запада притвор с трапезной и возвышающаяся колокольня в русском стиле. Декоративное убранство составляют кокошники стреловидной формы и пояски поребрика в два яруса, что придает ее облику нарядность и разнообразие. Стены церкви покрыты белой штукатуркой, что на фоне окружающей зелени подчеркивает ее объемность и монументальность. Успенская церковь представляет значительную ценность как один из немногих сохранившихся памятников храмовой архитектуры середины XIX в.

Интерьер церкви Живоначальной Троицы в селе Троицком-ЛыковеНовый владелец усадьбы И.И. Карзинкин немедленно принял все меры к сохранению древнего деревянного храма, которому грозило полное разрушение. Понимая значение его как исторического памятника, он начал хлопотать о ремонте храма.

Практические работы в этом направлении начал его сын - Сергей Иванович Карзинкин (1847-1886). Почетный гражданин, купец, торговавший чаем и сахаром в Гостином дворе под фирменной вывеской, он в то же время состоял сотрудником Пречистенского отделения попечительства, заведующим хозяйственной частью при Александро-Мариинском училище, был членом совета Московской глазной больницы.

Сергей Иванович приступил к восстановлению деревянной церкви. Был подведен каменный фундамент, переменены полы, переходы, нижний венец бревен, установлены новые престол и жертвенник. Ради сохранения здания церкви его пришлось обшить тесом и покрыть крышу железом. Заканчивать начатое довелось уже его вдове Юлии Матвеевне. Торжественное освящение обновленного храма состоялось 4 октября 1886 г.

ревнейший памятник - деревянная церковь - был разрушен еще в 1936 г. Нелегкая судьба выпала и Успенской церкви, памятнику XIX в. В разное время в ней устраивались и изба-читальня, и госпиталь, клуб со сценой в алтаре и даже столовая с огромными чугунными печами. А последний владелец здания - Институт атомной энергии им. И.В. Курчатова устроил в ней склад лакокрасочных материалов, который 28 декабря 1989 г. взорвался, уничтожив остатки росписи потолка. Каким-то чудом остался нетронутым изумительный пол, покрытый ковровой кафельной плиткой. Но храм, переданный церковной общине, вернулся к жизни. 31 марта 1990 г., в день Похвалы Богородицы, храм вновь был освящен. Очень большая работа проведена по реставрации, в результате которой ее внешний облик вновь приобрел свой первозданный вид.
В замечательной Троицкой церкви, которую в трудные годы войны обмерял и исследовал В.Н. Подключников, были полностью утрачены иконостас и внутреннее убранство. Сейчас она передана епархии и находится в реставрации.

В начало страницы

 

 

© 2001 Copyright ILVER