равнительно плотно была заселена прежде и восточная часть Уваровской вотчины Чудова монастыря, доходившая до реки Всходни. Первое описание этих пустошей относится к 1627 г., когда еще были свежи следы Смутного времени и "литовского разорения".

Однако очень скоро монастырские старцы позаботились о заселении местности. На пустоши Драчевой появляются не только крестьянские и бобыльские дворы, но также монастырский двор и деревянная церковь Рождества Христова. Деревня Драчева превращается в село Рождествено и становится центром монастырской вотчины.

Село Рождествено и Путилково (находившееся на левом берегу Всходни напротив Рождествено и принадлежавшее Дмитрию Ивановичу Годунову, дяде Бориса Годунова), ставшее деревней в монастырской вотчине, пострадали во время чумной эпидемии. Но об их заселении монастырь проявил большую заботу, собирая сюда крестьян, детей-сирот, о чем рассказывает нам запись в переписной книге 1678 г.

Появление мельницы и 4 дворов конюхов свидетельствует о том, что прежде всего монастырь привлекали в окрестностях Рождествена плодородные земли и обширные заливные луга в долине Всходни. К 1704 г. село меняет свое назначение. В монастырском дворе уже не числятся ни староста, ни "дворники". Двор используется для проживания здесь монастырских старцев, их отдыха.

дальнейшем население села не только не увеличивается, но даже сокращается, так как хозяйственные потребности покрывались за счет многолюдной деревни Путилково.

В 1762 г. император Петр III подписал указ о передаче монастырских и церковных владений в государственное ведомство. С приходом к власти Екатерины II этот указ был отменен. В ответ на это по стране прокатилась волна восстаний монастырских крестьян.

Из всех окрестных церковных имений только в Рождествене упоминаются собиравшиеся с крестьян "стряпческие приказные расходы", связанные с возбуждением судебного дела.

Императрица была вынуждена в 1764 г. провести секуляризацию церковных владений (передачу их в государственную собственность). С переходом села Рождествено в государственное ведомство начинается оживление хозяйства и прирост крестьянского населения. Теперь крестьяне, переведенные на оброк, не должны были отрабатывать барщину и могли свободно распоряжаться своим временем. Некоторые из них, выбирая более доходные занятия, достигают значительного достатка.

Рождествене в 1850-х гг. появилась одна из первых в округе школа, отмеченная в статистическом справочнике 1869 г. Основал ее на свой страх и риск местный священник, обучавший детей в собственном доме. К нему приходили учиться дети из Путилкова и Митина. Но просуществовала школа недолго. После того как была открыта земская школа в Митине, дети из села отправились учиться в деревню. И далеко не все могли использовать эту возможность.

С дальнейшим приростом населения падает благосостояние значительной части крестьян. Весь земельный надел крестьян составлял 112 десятин, из которых пахотная земля составляла только 50 десятин. С приростом населения наделы стали в полтора раза меньше.

Четвертая часть крестьян не имела коров. Распространялся столярный промысел, даже имелось одно "промышленное заведение".

В годы революционных потрясений и гражданской войны сравнительно небольшое село, укрывшееся в лесах, неожиданно быстро разрастается по сравнению с окружающими селениями: к 1927 г. его население увеличивается почти вдвое и достигает 315 человек.

Последующее развитие проходило так же, как и в других местах. Вновь открылась в 1923 г. начальная школа, но в послевоенные годы она закрыта, как и всюду в "малонаселенных" местностях. Ее помещение занял клуб, но при включении села в Москву он был закрыт, как не соответствующий стандартам большого города.

В начало страницы

 

 

© 2001 Copyright ILVER