стория Тушина тесно связана с селом Спас, которое находилось в двух верстах западнее, на крутом берегу, высоко поднимающемся над излучиной Москвы-реки. Здесь с XIV до начала XVII в. был монастырь Спаса на Всходне, располагавшийся на треугольном мысе, который местные жители называли Старая Гора. Еще раньше на этом месте было славянское поселение, память о котором сохранили исследованные археологами Спасские курганы. Славянскому поселку предшествовало древнее городище, жизнь на котором продолжалась почти два тысячелетия, а древнейшие археологические находки в этой местности - следы фатья-новского могильника середины II тысячелетия до н. э.

В окрестностях Спаса пересекались в прошлом два очень важных пути - волок из Москвы-реки к среднему течению реки Всходни и сухопутная Волоцкая дорога, которая связывала Москву с Новгородом Великим.

ервое летописное известие об этой местности относится к 1390 г.: "Тою же весны в великое говение преставился раб божий Иван Родивонович... и положен бысть у святого Спаса в монастыри, что на Всходне".

По всей вероятности, название монастыря связано с легендой о спасении московского князя Ивана Калиты воеводой Родионом Нестеровичем. Он сам или его сын Иван Родионович Квашня стали основателями монастыря на пожалованной князем земле "в области круг Всходни на пятнадцати верстах". Всходненская вотчина становится родовым владением Квашниных, а находящийся в ней монастырь - их усыпальницей.

После смерти И.Р. Квашни часть обширной вотчины с монастырем Спаса на Всходне и селом Коробовским перешли по разделу его младшему сыну Василию Туше.

ногочисленные представители рода Квашниных, особенно Тушины и Фомины, постоянно вносили большие денежные - и ценные вещевые вклады в монастырь. Наличие собственных средств, помощь родовых владельцев позволили монастырю начать в середине XVI в. масштабное строительство и возвести великолепный каменный архитектурный ансамбль. В сохранившейся грамоте 1570 г. дается одно из описаний монастыря, который имел "храм каменный во имя Преображения Господня, да предел Благовещения пречистые Богородицы, другой храм, каменный же, Андрея Стратилата". Монастырские строения окружали "ограды каменны 53 сажени, да ворота каменные".

В Смутное время Спасо-Преображенский монастырь и окрестные селения были подвергнуты полному опустошению отрядами Лжедмитрия II.

осле тушинского разорения собор Преображения так и не был восстановлен, но сохранилась церковь Андрея Стратилата, о чем свидетельствует описание 1623-1624 гг.: "...церковь Преображения Господня с трапезою каменною, разорена. Да другая церковь Андрея Стратилата, каменная, шатром вверх". Имеющийся актовый материал позволяет проследить дальнейшую судьбу церковных построек. Когда монастырь прекратил свое существование, в середине XVII в. церковь Андрея Стратилата, переосвященная во имя Спаса Преображения, была обращена в приходскую и действовала до 1890 г., когда ее разобрали в связи с разрушением берега реки Москвы, служившего основанием фундамента.

От бывшего монастыря получило свое название село, возникшее рядом с церковью в первой четверти XVII в.

В официальной документации того времени село не имело определенного названия. В источниках оно проходит и как "село, что был монастырь Всходня", и как "село, что у Спаса на Всходне". И лишь в переписной книге 1676 г. мы встречаем одно из первых указаний на "село Спасское на Всходне". В 1678 г. в нем числилось 14 дворов и 49 крестьян. Среди жителей появляются зажиточные крестьяне. Так, один из них, Кирюшка Емельянов, содержал на оброке мельницу, выплачивая в монастырскую казну ежегодно большую по тому времени сумму 35 рублей.

Не ограничиваясь работами в своем селе, ежегодно по 100 человек на две-три недели "хаживали" для работ в Троице-Сергиеву лавру, "езжано" в лавру 200 подвод с хлебом и в приписной Богоявленский монастырь по 1000 возов с дровами и сеном; по 8 человек направлялись на 3 недели для работы в малолюдной монастырской вотчине в селе Нахабино. В пересчете на денежную стоимость все повинности крестьян составляли более 600 рублей, почти по 4 рубля с каждой ревизской души. Неудивительно, что указ о секуляризации в 1764 г. они восприняли с удовлетворением:

переходом в государственное ведомство крестьяне могли вести хозяйство по собственному усмотрению, что сказалось и на приросте населения. В Экономических примечаниях 1800 г. сообщается, что в селе Спасском было 24 двора, в которых проживало 199 душ обоего пола, в том числе 94 мужчин и 105 женщин. Наряду с земледелием, крестьяне занимались ткачеством, а некоторые из них имели "небольшие фабрики, на которых ткут мишурные белые и красные позументы".

Постепенно меняется хозяйственный уклад крестьянства. Широкое распространение получают занятия мелкой торговлей, извозом, кустарными промыслами.

На протяжении второй половины XIX в. численность населения села возросла в два раза, от 248 до 502 человек. Из 84 семей были связаны с промыслами 83, практически все трудоспособное население. 176 женщин занимались вязанием, молочной торговлей, 124 мужчины зарабатывали ломовым извозом или наймом в чернорабочие. Важное место в хозяйстве занимали перевозки грузов для окрестных фабрик, продажа продуктов рабочим и сдача помещений под жилье, особенно распространившаяся после перевода сюда завода ,"Проводник" в 1915 г.

Поданным переписи 1926 г., в Спасе проживало 897 человек, в том числе 412 мужчин и 485 женщин. Последствия хозяйственной разрухи неблагоприятно сказались на положении крестьян: произошло уменьшение поголовья скота на душу населения, сократилась площадь пахотных земель. Для сравнения отметим, что в 1911 г. в 90 хозяйствах крестьяне содержали 122 лошади, а в 1927 г. в 156 хозяйствах - 127, коров соответственно 164 и 121. Заметным в 1927 г, было число безлошадных (42 из 156) и бескоровных (35) хозяйств. Сократился и кустарный промысел среди жителей: им было охвачено всего лишь 144 человека против 269 в 1911 г.

1929 г. в селе был организован колхоз. Первых колхозников было 7 человек, а их обобществленный фонд составили 3 лошади и 3 сохи. В 1932 г. членами колхоза стали почти все крестьяне, за исключением нескольких семей единоличников. Однако обобществление рабочего скота вызвало у многих крестьян глухое сопротивление: они постарались заблаговременно избавиться от него. В итоге в 1934 г. в селе осталось только 45 колхозных лошадей. Тем не менее колхоз "Завет Ильича" считался одним из передовых хозяйств Красногорского района, много раз приводился как пример хорошей организации труда, был представлен на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в 1939 и 1940 гг. за высокие результаты в животноводстве. Его название сохранилось за организованным в 1950-х гг. укрупненным колхозом, центр которого переместился в село Павшино.

В 1960 г. через село Спас была проложена Московская кольцевая автомобильная дорога. Новая жизнь в "московскую" половину села пришла в виде научно-промышленной зоны. Здесь разместились выведенные из центра города Академия коммунального хозяйства им. Памфилова, НИИ астрофизики, а вокруг - унылая серая застройка, автопарки, гаражи и просто забытые пустыри.

ельская застройка внутри кольцевой автодороги была полностью уничтожена. Небольшая часть села сохранилась за пределами Москвы, в Красногорском районе, на бывшей территории существовавшего в древности монастыря Спаса на Всходне. Но и для нее наступила пора "доживания", когда хозяева не решались обновлять или строить новые дома в ожидании приказа о сносе. В 1984 г. эта территория была включена в состав Москвы, и местные власти не придумали ничего лучшего, чем предложить "ветеранам" старинного Спаса поменять свои дома на квартиры в отдаленном микрорайоне Солнцево. Спас почти опустел, здесь осталось сейчас не более двух десятков домов да пустыри на месте прежних усадеб, которые настойчиво превращаются в свалку нерадивыми водителями, обслуживающими городское "благоустройство".

На территории, которая вошла в Москву в 1960 г., из старой застройки осталась лишь церковь Спаса Преображения построенная в 1886-1888 гг., в канун 900-летия введения христианства на Руси.

 

 

Литература: Бураков Ю.Н. Под сенью монастырей московских. М., 1991; Буссов К. Московская хроника. 1584-1613. М.; Л., 1961; Весе-ловский С. Б. Феодальное землевладение в Северо-Восточной Руси. Т. 1. М.;Л., 1947; Веселовский С. Б. Исследование по истории класса служилых землевладельцев. М., 1969; Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей. М., 1951; Есипов Г.В. Тушинский вор//Русские досто-памятности. Т.1. Вып.9. М.,1883; За темпы. Сходня. 1932, № 5, 90; Красногорский рабочий, 1939, 10 окт.; Полное собрание русских летописей. Т. IV. Ч. 1, Вып. 2. Т. XV. Вып. 1; Чернов С.З. Проект зон охраны памятников археологии Спас-Тушино-Сходня. Институт Генпланов г. Москвы. Рукопись; РГАДА, ф. 280, on. 3, д. 622, ч. 4.

В начало страницы

 

 

© 2001 Copyright ILVER